Весь Крым на ладони

Морю Черному – чистым быть!

Airbnb

На бескрайних морских просторах Мирового океана Черное море занимает совсем ничтожно маленькую площадь.

Однако по значению материальных и духовных ресурсов для человечества оно исключительно велико. Люди высоко его ценят, любят и стремятся сохранить в чистоте.

Черное море – сравнительно чистое море. Хотя оно так же, как и весь Мировой океан, находится под угрозой загрязнения. Через проливы Босфор и Дарданеллы оно соединено с Мировым океаном и прежде всего со Средиземным морем, которое считается одним из самых загрязненных морей. Течения, соединяющие Средиземное и Черное моря, создают опасность переноса загрязнений в Черное море.

Общее загрязнение вод Мирового океана увеличивает возможность загрязнения Черного моря. Человечество обеспокоено – Мировой океан в опасности! Загрязнение постоянно нарастает. Оно имеет много видов, идет разными путями и в разных местах.

К самым опасным видам загрязнений морей и океанов относятся: разливание нефти и нефтепродуктов при авариях судов и морских нефтяных скважин, выбрасывание радиоактивных веществ, вынос реками с сельскохозяйственных угодий химических удобрений – пестицидов, сбросы промышленных и бытовых неочищенных сточных вод и т. д. Перенасыщение морских вод этими веществами не только уничтожает биологическую жизнь в морях и океанах, но изменяет состав самой воды и делает ее непригодной для дальнейшего использования человеком.

Огромные акватории Мирового океана в настоящее время подвергнуты сильному загрязнению. Как отмечал известный французский океанограф, покоритель морских глубин Жак Ив Кусто, «море стало сточной ямой, куда стекаются все загрязняющие вещества, выносимые отравленными реками, которые ветер и дождь собирают в нашей отравленной атмосфере; все те загрязняющие вещества, которые сбрасывают такие отравители, как танкеры, перевозящие нефть. Поэтому не следует удивляться, если из этой сточной ямы уходит жизнь».

Действительно, нефть для морей и океанов представляет самую большую опасность. Исследования показывают, что потери транспортируемой в настоящее время по морям и океанам нефти составляют около 1%. Подсчитано, что ежегодно в водах Мирового океана разливается до 10—15 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов. Загрязнение Мирового океана носит опасный характер в глобальном масштабе.

Плавая по морям и океанам, многие моряки и исследователи Мирового океана неоднократно убеждались в существовании большой опасности его загрязнения. Очень убедительно об этом рассказал известный ученый, морской путешественник норвежец Тур Хейердал. После плаваний на бальсовом плоту «Кон-Тики» в 1947 году и на папирусных лодках «Ра-I» и «Ра-И»- в 1969—1970 годах, свои впечатления о плаваниях он прекрасно описал в книгах «Экспедиция Кон-Тики» и «Ра». В книге «Ра» он представил картину ужасного состояния центральной части Атлантического океана, которую экипаж лодки наблюдал в течение 43 дней из всего 57-дневного плавания. Эту картину мы цитируем без каких-либо сокращений:

«Словом, кое-какая живность в океане еще осталась, ходя мы насчитывали куда больше комков мазута, чем рыб. За первый месяц набралось всего три дня, когда Мадани не увидел черных горошин, но в эти дни море слишком бушевало, чтобы можно было наблюдать как следует. 16 июня, через месяц после старта, нас окружала такая грязь, что неприятно умываться. На поверхности воды сплошная пелена больших и маленьких комков величиной от горошины или рисового зернышка до картофелины. Хуже того было только в водах между Марокко и Канарскими островами, правда, там мы шли с течением в штиль, когда все плавающее на поверхности выделяется особенно четко. 21 мая я записал в дневнике: «Загрязнение ужасающее. Мадани вылавливает темные комки со сливу величиной, обросшие морскими уточками. На некоторых поселились крабики и многоногие рачки. Под вечер гладкое море кругом было сплошь покрыто коричневыми и черными комками асфальта, окруженными чем-то вроде мыльной пены, а местами поверхность воды отливала восемью цветами радуги, как от бензина».

Продолжая описание этой ужасной картины загрязнения, Тур Хейердал пишет: «В этом же районе мы видели несколько кишечнополостных, смахивающих не то на чулок, не то на длинный оранжево-зеленый воздушный шар, а тысячи их сородичей – плоские, опавшие, словно их прокололи булавкой, – плавали мертвые среди мазута. Двое суток шли мы по этой мерзости, которая плыла одним курсом с нами, только медленнее, в сторону Америки.

Потом были случаи, когда разбушевавшиеся волны забрасывали к нам на борт комья с кулак величиной, вода уходила через папирус, как сквозь китовый ус, а грязь оставалась лежать на палубе. Мазут не единственный дар океану от современного человека. Редкий день мы не обнаруживали рядом с нашей «Ра» либо какой-нибудь пластиковый сосуд, либо канистру, либо бутылку, были и менее долговечные изделия – дощечки, пробки и прочий мусор».

Таким видел поверхность Атлантического океана Тур Хейердал со своими товарищами, в числе которых был советский представитель, известный комментатор телевидения и Председатель телевизионного клуба путешествий Юрия Сенкевич, – во время экспедиции «Ра».

Да, картина действительно ужасная! Океан в опасности! Откуда же такая грязь в океане? – невольно возникает вопрос возмущения.

Причиной такого загрязнения океана стала, прежде всего, нефть и, кроме нее, сбросы огромного количества промышленных и бытовых отходов. Нефть, за увеличение добычи которой люди ведут трудную и упорную борьбу и которая представляет человеческое богатство, добытое из больших глубин Земли, в том числе и из-под морей, – является самым опасным врагом не только для морей, но и для человека.

Нефтяная пленка, которой быстро покрываются большие площади водной поверхности после попадания нефти в океан, наносит непоправимый ущерб всему живому в океане и на Земле. Гибнут животные, рыбы, растительность. Нарушается взаимодействие океана с атмосферой, уменьшается испарение воды – нарушается климат, возникает на Земле засуха – гибнет земная растительность, гибнут птицы и животные. Нефтяная пленка разрушительно действует на пляжи, портовые и прибрежные сооружения. Так велико губительное влияние нефтяной пленки в океане на круговорот жизни на Земле.

Подсчитано, что разливающейся ежегодно до 15 миллионов тонн нефти достаточно, чтобы покрыть одновременно нефтяной пленкой половину Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Это значит, что колоссальнейшие акватории Мирового океана постоянно находятся в опаснейшем загрязненном состоянии. Причины попадания нефти в океан, как мы уже отмечали, разные – это морские катастрофы танкеров, аварии и утечки из морских нефтяных скважин, сливы неочищенных сточных вод с нефтеперерабатывающих заводов и промышленных предприятий и т. д.

Количество различного вида аварий и катастроф огромно. Только за десять лет, с 1971 по 1981 год, в танкерном флоте было зарегистрировано более 13 тысяч крупных морских катастроф. Развитие танкерного флота в мире идет очень большими темпами, а вместе с ним растут соответственно опасность катастроф и угроза загрязнения морской среды. Описывать большое количество случаев морских катастроф нам не представляется возможным. Слишком их много. Приведем лишь отдельные примеры, характеризующие их особую опасность.

В 1967 году международные средства информации подробно извещали о морской катастрофе, в которой крупнейший американский танкер «Торри Кэньон», наскочив на камни, развалился на три части. Танкер транспортировал 120 тысяч тонн нефти. Несмотря на то, что на ликвидацию опасности загрязнения Англия использовала большое количество вертолетов и морских судов и израсходовала более б миллионов фунтов стерлингов, авария стала бедствием для прибрежного населения Англии и Франции. Во Франции в борьбе с бедствием участвовало 4 тысячи солдат и свыше тысячи жителей побережья Бретани. На побережье Англии и Франции пострадали курортные пляжи, погибли сотни тысяч птиц, много рыбы, практически полностью было уничтожено устричное хозяйство Франции. Обе страны понесли крупный материальный ущерб.

В 1978 году супертанкер «Амоко Кадис» затонул у берегов Нормандии, выбросив в море 220 тысяч тонн нефти. В результате такой сильной катастрофы нанесен огромный экономический ущерб районам Франции.

Район, в котором произошли катастрофы с танкерами «Амоко Кадис» и «Торри Кэньон», насчитывает десятки аварий. Там же потерпели аварии «Олимпик Бревери», «Белен», «Кристоф Битас» и другие. Подчеркнем, что это только один район Мирового океана – пролив Ла-Манш. Этот всему миру известный своими авариями морских судов пролив таит в себе много опасностей для судоходства. Недаром его называют «Кладбищем кораблей». Статистика показывает, что здесь происходит около 50% всех кораблекрушений. С коварством Ла-Манша можно познакомиться в книге известного писателя-мариниста Л. Н. Скрягина «По следам морских катастроф» и в других его произведениях.

Очень серьезную опасность океану создают аварии и утечки нефти из морских скважин. Крупная авария на мексиканской скважине «Иксток-I» у полуострова Юкатан в июле 1979 года стала международной морской катастрофой. В течение нескольких месяцев скважина изливала ежедневно около 4,77 миллиона литров нефти, часть которой сгорала в нефтяном фонтане, вторая часть растекалась по поверхности Мексиканского залива. Огромная полоса мексиканского побережья была покрыта нефтью – уничтожены пляжи, растительность, животный мир. Нефтяная река в длину достигала 940 км. Авария скважины была полностью ликвидирована только в феврале 1980 года. Ежедневно потери Мексики составляли около 500 тысяч долларов, а ущерб, нанесенный природе, остался неподсчитанным.

Можно привести и другие случаи аварий. Большой ущерб природе нанесла авария скважины «Браво» на месторождении «Экофист» в Северном море в 1977 году. Ежесуточно скважина выливала в море по 10—15 тонн нефти. Несмотря на все принятые меры по ликвидации аварии, в Северное море излилось около 32 тысяч тонн нефти. Установлено, что из 1500 нефтяных скважин в Северном море каждая пятисотая может дать ежегодно аварию, подобную аварии на скважине «Браво». Разными путями идет загрязнение Мирового океана. Большим источником загрязнения является слив с танкеров балластных вод, которые обычно содержат большой процент нефти. Немало нефти попадает в море после промывки судовых танкеров, цистерн и различных нефтеразливных сосудов. Установлено, что по таким «каналам» в море уходит около одного процента перевозимой нефти. Много нефти приносят в океан реки, являющиеся естественными каналами переноса различных отходов промышленного сырья. Океан находится в опасности! Сильное загрязнение океана подтверждает ‘Космическая съемка. Результаты наблюдений из космоса показывают, что от 15 до 30% поверхности Мирового океана постоянно покрыто нефтью и нефтепродуктами. Особенно высокая концентрация загрязнения нефтью сосредоточена в Персидском и Мексиканском заливах.

Но загрязнение морей и океанов идет не только нефтью Загрязнение морей – явление многоликое, «комплексное» В Мировой океан попадает свыше 600 тысяч различных химических веществ, металлов, сложных соединений Из данных ЮНЕСКО известно, что море ежегодно получает в качестве «подарка» до 320 миллионов тонн железа 6,5 миллиона тонн фосфора, 2,3 миллиона тонн свинца огромное количество кадмия, меди, ртути, мышьяка, сурьмы, цинка и всех неорганических и органических химических соединений. Эти «подарки» распространяются по всей толще воды, некоторые из них плавают, такие, как нефть, а большинство скапливается на дне, особенно в бассейнах со слабым течением. Естественными донными «хранилищами» разных сбросов стали Саргассово и Балтийское моря. Их дно имеет повышенную степень загрязнения. И в отношении этих морей очень справедливы слова Жака Ива Кусто, что там «море стало сточной ямой, куда стекаются все загрязняющие вещества...». Кстати, Черное море имеет тоже слабые глубинные течения и находится постоянно под угрозой загрязнения.

Да, действительно, загрязнение морей и океанов представляет большую опасность не только для ихтиофауны, но и для человеческого здоровья. Особенно опасны такие металлы, как ртуть и кадмий. В результате сбросов промышленных сточных вод в море эти металлы попадают к рыбам и морским птицам и становятся смертельной отравой для человека. Так, после сброса сточных вод с высокой концентрацией ртути в Японском городе Минимате было отравлено более 600 человек, и в их числе 79 получили смертельные отравления. Подобных примеров загрязнения морских вод много, оно идет в разных местах Мирового океана.

Особую опасность представляют сельскохозяйственные стоки, в состав которых входит много ядовитых химических веществ, препаратов-пестицидов, предназначенных для уничтожения вредных насекомых и грызунов. Из них наиболее опасным считается ДДТ. Попадая в реки и моря, он отравляет рыбу и особенно мальков. Пагубно действуют на ихтиофауну также минеральные удобрения – нитраты и фосфаты.

От излишков этих удобрений могут страдать урожаи на полях, а от унесенной дождями и ветром их части в морях гибнет рыба. От ядохимикатов и нефти в Северном, Ирландском, Японском морях и п-рибрежных водах Атлантического океана у побережья США значительно уменьшилось количество промысловых рыб. В числе самых загрязненных ядохимикатами оказалось и Средиземное море с Атлантическим океаном. Гибель рыбы от ядохимикатов в Средиземном море отрицательно сказалась на рыбных ресурсах Черного моря. По этой причине в Черном море значительно уменьшилось количество таких промысловых видов рыб, как ставрида, пеламида и других.

Список видов загрязнений большой, количество загрязненных морей и акваторий океанов велико. Но самым опасным для океана и человечества является радиоактивное загрязнение. Радиоактивные осадки, выпадающие после ядерных испытаний, сбросы радиоактивных отходов от различных военных и промышленных установок пагубно воздействуют на растительный и животный мир морей и океанов.

Морские течения разносят радиоактивные и ядовитые вещества к континентам и океаническим островам и создают угрозу жизни и здоровью живущих там людей.

Воды Мирового океана подвержены постоянной угрозе радиоактивного заражения. Об этом свидетельствуют факты. Человечеству стало известно об угрозе заражения Северного моря вблизи берегов Бельгии. Там в конце августа 1984 года затонул французский контейнеровоз «Мон Луи» после столкновения с западногерманским судном. Содержимое контейнеров – радиоактивные вещества. Можно привести еще примеров, свидетельствующих о заражениях вод Мирового океана опасными ДЛЯ ЖИЗНИ элементами. Нарушение равновесия в океане под воздействием радиоактивных веществ может оказаться опасным не только для нынешнего поколения, но и для будущих поколений человечества.

Современное человечество озабочено – океану грозит опасность! Уберечь Мировой океан от перенасыщения радиоактивными элементами может только человеческий разум. Океан должен быть чистым от всех видов загрязнений! Богатства океана должны быть направлены на мирные цели и на благо всего человечества!

К сожалению, пока еще слишком безответственно отношение к использованию Мирового океана. Мировой океан, заполненный военными кораблями с ядерным оружием и ставший полигоном испытаний вооружений, оказался в постоянной опасности. Да и вся жизнь на Земле оказалась в опасности!

Решение проблемы загрязнения вод Мирового океана должно быть единственным и однозначным: загрязнение морей и океанов прекратить! Таково мнение и требование всего прогрессивного человечества.

По этому поводу уместно вспомнить заключительные строки из книги «Ра» Тура Хейердала: «Океан с виду такой же безбрежный, как в дни Колумба, как в пору ведичия финикийцев и ольмеков. Долго ли еще будут в нем резвиться рыбы и киты? Научится ли завтрашнее поколение снова ценить океан и землю, которые инки называли Мама-Коча и Мама-Альма – «Мать-океан» и «Мать-Земля»? А не научатся, так не спасут нас ни мирное сожительство, ни тем более потасовки на борту нашей общей маленькой лодки».

Многое сделано и делается по очистке сточных промышленных и бытовых вод. Практически в каждом городе, связанном каким-либо путем водами с Черным или Азовским морями, имеются очистные сооружения, обеспечивающие обезвреживание миллионов кубометров сточных вод. Борьба за чистоту Черного моря проявляется повсеместно, независимо от масштабов: в крупных городах, на предприятиях, на судах и реках – всюду, где могут быть источники загрязнения черноморских вод.

Пути к обеспечению чистоты сточных вод различные. Многие предприятия уже работают по безотходной технологии и это даже дает им прибыли. Так, в Одессе, например, нефтеперерабатывающий завод и морской торговый порт ежегодно из сточных вод извлекают до 20 тысяч тонн нефти и имеют прибыль.

Но, несмотря на огромные усилия, Мировой океан остается загрязненным, а Черное море остается под угрозой загрязнения, поскольку их воды представляют единую систему и неделимы. Сохранность Мирового океана может быть достигнута только при коллективной и всемирной заботе о чистоте его ресурсов, как указывал известный советский океанолог академик Л. А. Зенкевич: «Человечеству необходимо «перестраиваться» на океан. Это неизбежно, и в этом деле нельзя проявлять близорукость, иначе за нее в дальнейшем придется расплачиваться тяжелой ценой». Проблема сохранения чистоты ресурсов Мирового океана и рациональное использование их на благо человечества – это глобальная проблема. В ее решении должны принимать участие все страны мира на основе делового сотрудничества.

Черное море – чистое море. Оно было чистым тысячи лет тому назад, во времена древних скифов и в период морских походов Петра I. Чистотой черноморских вод любовался великий Пушкин. Неповторимую красоту морских пейзажей, бурные шквалы волн и зеркальную гладь прозрачных черноморских вод воплощал в картинные шедевры знаменитый Айвазовский. У чистых вод Черного моря созревали таланты Чехова, Горького, Толстого. Привлекательной игрой черноморских дельфинов всегда любовались миллионы людей. Рыбаки наслаждались уловами уникальных рыб.

Черное море наши предки называли Святым морем. Оно дорого и священно для каждого человека. Черное море – море чистых вод, море мира. Люди, берегите его! Черное море должно быть чистым теперь и для грядущих поколений!

Содержание