Весь Крым на ладони

Краткий обзор районов для катания по бездорожью в Крыму

Airbnb

Вернуться к разделу Статьи о Крыме

Наиболее интересен и разнообразен для горного велотуризма Юго-западный Крым. Все достопримечательности Горного Крыма связывают знаменитые древние вьючные тропы, поражающие своей пологостью. Так что путешествовать можно и без асфальта и без напряжения. Горы высотой до 1545 метров, сложнейшие скалы и каньоны сочетаются с пологими холмами, прохладными долинами. Все пещерные города, в особенности Мангуп, необыкновенно интересны, а город Бакла к тому же еще и малоизвестен, хотя это крупнейший центр виноделия 4-8 веков.

Бахчисарайский район является классическим для катания по бездорожью. Особая формы горных массивов Внутренней и Внешней гряд Крымских гор, которые с юга представляют собой очень крутые склоны с вертикальными обрывами, а с севера очень долгие и пологие спуски, позволяет реально ездить вообще без дорог. Но при этом полностью контролировать безопасность и степень экстрима. Для более комфортного катания, но все же без асфальта, обширная область межгрядового понижения между Яйлой (от которой можно скатить к пляжам Южного берега) и Внутренней грядой, где расположены знаменитые пещерные города, с незапамятной древности сохранилась уникальная сеть грунтовых дорог. В просторечии их именуют ишачками – дело в том, что осел очень умное и эргономичное животное. Осел под грузом очень экономит силы и никогда не потеряет высоты и не будет ее набирать зря. Тропы, проложенные вьючными осликами две или пять тысяч лет назад, это идеальные траверсы, которые незачем перепрофилировать с помощью самых точных теодолитов.

У Мангупа знаменита большая ослиная ферма. Разработано несколько ступеней обучения и особое удостоверение ословодителя. Прокат верховых лошадей есть в Бахчисарае, Куйбышево, Соколином, Богатом ущелье и других популярных среди туристов местах.

Значительная часть троп проходит еще и в тени замечательных деревьев, богатых фитонцидами. Это можжевельники, дубы, сосны. Среди них множество целебных плодовых деревьев и кустарников.

Для любителей экстрима, прыжков через земляные трамплины идеальные условия создают искусственно нарезанные тракторами террасы на горных склонах. Их делали просто для удобного ухода за посадками сосны, не предполагая, что кто-то за пару часов будет сооружать из этой рыхлой массы трамплины для полетов.

В окрестностях Бахчисарая уже наскоро слепили несколько трасс для экстремального скоростного спуска. Располагаются они на южных склонах Внешней гряды Крымских гор – к западу от трассы Симферополь-Севастополь. Вообще эта гряда практически не известна в практике активного туризма, а между тем в пределах Бахчисарайского района она очень красива. Здесь много небольших, но эффектных асфальтовых серпантинов с небольшой загрузкой автомобилями. Грунтовки вьются среди виноградников и садов, многие из которых брошены. Слива, миндаль, грецкий орех во многих местах просто осыпаются. В бархатный сезон, после сбора урожая на виноградниках остается множество так называемых «хвостов» – маленькие кисти на побегах-пасынках.

Лишь неким «довеском» к бахчисарайским (или алуштинским) маршрутам могут служить окрестности Симферополя. По многим причинам столица Крыма выпала из туристического оборота. Обидно, но это факт. Возможности берегов Симферопольского водохранилища, долин Салгира и Малого Салгира, а также просторов Долгоруковской яйлы мало известны.

Хорошо раскручены только два района – Нижнее плато массива Чатыр-даг и урочище Кизил-коба с примыкающим к нему урочищем Суучхан.

Бахчисарайский район на юге в самых своих эффектных и популярных местах (на побережье и вблизи пещерных городов) продолжается землями города Севастополя. К природным красотам всех трех гряд Крымсих гор, которые сходят в один узел в районе Балаклавы, здесь добавляются еще и уникальные военные объекты.

В Севастополе еще в советские времена получили очень хорошее развитие клубы велосипедного туризма, например клуб «Муссон». Некоторые воспитанники этих клубов смогли вовремя оценить перспективы горного велотуризма, зарегистрировать туристические фирмы, разработать и продвигать туристические программы. Так что в целом регион имеет не только множество маршрутов, но и достаточно высокую степень их освоения, в том числе коммерческими программами. Они могут быть разной степени комфортности – от размещения в палатках, которые туристы берут с собой, до полного пансиона класса люкс и сопровождения на маршруте джипами.

Само по себе катание по горным дорогам на джипах также практикуется, особенно в туристических программах для дайверов (аквалангистов), которым горные прогулки рекомендуются для лучшей декомпрессии. Красивейшая и не особо легкая дорога (в верхней части совершенно размытая) ведет из Байдарской долины в Бельбекскую через перевал Бичке. Из-за его замысловатой формы, напоминающей ну очень свинский хвостик, перевал называют Кабаньим.

В Байдарской долине расположено несколько конных клубов и детских лагерей с обучением верховой езде. Естественно, простейшие конные прогулки проводятся повсюду в парках и зеленых зонах у пляжей.

В Балаклаве и на Максимовой даче проводятся соревнования по экстремальному скоростному спуску на горных велосипедах. Проводятся также и соревнования по технике велосипедного туризма в советских традициях.

Южный берег Крыма (Большая Ялта и запад Большой Алушты) – самый сложный район из-за больших перепадов высот, ограниченных пределов видимости на горных серпантинах и высокой плотности жилья и курортов.

Зачастую между соседними долинами вдоль берега моря проехать невозможно – надо подниматься к южнобережному шоссе, а потом опять спускаться. Даже там, где дороги вроде бы и проложены, на них установлены шлагбаумы, охраняющие территории здравниц или дачных поселков. Так что вариантов веломаршрутов не так много: от южнобережного шоссе вниз к морю через какой-либо из общедоступных дворцово-парковых комплексов.

Велоспуски от шоссе к морю удачно завершаются и дополняются возвращением к месту ночлега на теплоходах южнобережной линии. Таких колец: троллейбус (автобус) – велосипед – теплоход – можно накрутить вокруг Ялты множество. Например, спуститься через Никитский ботанический сад. Но предварительно рекомендуем осмотреть Никитскую расселину. Через Гурзуф (с посещение парка санатория «Гурзуфский» и восторженным любованием на Адалары, Генуэзскую скалу, скалу Шаляпина и четкий профиль Медведь-горы).

Юго-западнее Ялты интересен любой курортный поселок – старинные дворцы и виллы, окруженные парками, неповторимые пейзажи, раскрывающие все новые черты с каждым поворотом дорожного серпантина. Наиболее примечательны: Золотой пляж у подножия Нижней Ореанды (лучший на ЮБК); мыс Ай-Тодор с Ласточкиным гнездом, остатками римской крепости Харакс (I – III века), маяком и старинным парком; Мисхорский парк (спуск от Кореиза), Алупкинский дворец и парк с каменным хаосом; в районе Симеиза – гора Кошка, скалы Дива и Крыло Лебедя, прекрасный парк; наконец у Фороса – дача “Тессели” со старинным парком. Выше Фороса – знаменитая церковь, к которой ведет помимо нового и старое шоссе, вполне доступное для велосипеда и уж, естественно, для лошади и моторного транспорта.

Обучение джип-сафари для подростков предлагается в Ялтинском клубе “Карьер”.

И опять те же трассы, вьючные тропы и грунтовки служат для конного туризма. Лучшим местом для него являются просторы Ай-Петринской яйлы, а главным центром разведения рысистых пород, известным далеко за пределами Крыма, является Ялтинский конно-спортивный клуб “Карьер”. Здесь осуществляется несколько международных туристических программ.

Царская (Солнечная, Горизонтальная) тропа – королева крымских ишачек. На протяжении около 7 километров между царским дворцом в Ливадии и имением Великого князя Александра Михайловича «Ай-Тодор» в Гаспре она укреплена и благоустроена. Для верховых прогулок (для которых она была в начале 20 века оборудована) теперь она недоступна. Велосипедисты в мае и в летний сезон должны быть осторожны из-за сплошного потока пешеходов. Но уже в октябре там появляются даже мопеды.

Прокат горных велосипедов существует в Ялте (гостиница “Ореанда” и некоторые санатории, а также в центре Набережной). Правда, на несколько дней гораздо дешевле взять велосипеды напрокат, а также нанять велогида в Симферополе.

На яйлу Ай-Петри от поселка Мисхор проложена канатная дорога, это идеально для любителей скоростного спуска. Поднявшись по канатной дороге на плато, сразу получаешь огромный выигрыш в наборе высоты и возможность замечательного и продолжительного спуска к Большому каньону Крыма и дальше – к пещерным городам. На восток (при наличии пропуска Крымского заповедника, управление находится в Алуште) можно по красивейшему Романовскому шоссе мимо Беседки ветров проехать по яйлам и спуститься по девственным лесам мимо Космодемьяновского монастыря и водопада Головкинского в Алуштинскую долину.

При наличии пропуска можно получить огромное удовольствие от катания по старой верховой Романовской дороге через Крымский заповедник. У южных границ заповедника можно кататься, набирая высоту на троллейбусе до с. Виноградного – к источнику Ай-Йори. Романовская дорога укреплена огромными валунами и подсыпана щебнем, однако местами она проходима только для очень серьезного джипа. Среди велосипедистов фрирайдеров необыкновенно популярен спуск от Ай-Йори к трассе Алуштинского мотокросса. Также хороши трассы на склонах Чатырдага – надо от Ангарского перевала подняться вначале на Грушевую поляну, а потом много вариантов вниз, к Изобильному.

Под Алуштой оборудована трасса для мини-мотокроссов, собирающая лучших гонщиков бывшего Союза. Для джипов и квадроциклов (их предлагает на прокат фирма при Алуштинской КСС) разработаны несколько довольно интересных маршрутов. Эти же люди организуют в мае шоссейную гонку на мотоциклах по живописному (и увековеченной в культовом фильме «Кавказская пленница») серпантину от села Лаванда к Нижней Кутузовке. Для джипов проводится в начале лета Баха Демерджи – гонка на которую собираются команды из многих стран.

Юго-восточный берег Крыма (восток Большой Алушта, Судакский район, Коктебель и Орджоникидзе) – здесь горы уже не так плотно подступают к берегу, а обширные долины у моря соединяются пляжной полосой, над которой местами можно ехать.

По долинам горных речек или шоссейным серпантинам можно подниматься вверх, например, к знаменитой Долине Привидений или к водопаду Джур-Джур. Но проще, опять же, набрать высоту на транспорте. Дешевле всего (2 гривни!) на троллейбусе к Ангарскому перевалу.

Яйла Караби, которая возвышается над этим берегом, самое безлюдное место в Крыму, обилие карстовых воронок придает пейзажу лунный вид.

У самой Алушты идеальные условия для дерт-джампинга, прыжков на велосипеде через земляные трамплины. Южная тропа с вершины Демерджи заслуженно считается культовой трассой для фрирайда, рискованного спуска по крутому бездорожью.

Для поездки на джипе очень красива и достаточно сложна дорога от Белогорска через Кокасан на Приветное. В верхней части она совершенно размыта, а при спуске к морю многие мосты на дороге просто унесены селевыми потоками. В северной части пути для отдыха хороши несколько полян, в годы войны бывшие партизанскими базами. А у моря между селами Приветное и Морское замечательный кемпинг устроен у подножия генуэзской башни Чобан-куле.

Отсюда вверх по долине речки Арпат можно подняться к селу Зеленогорье. В его живописных окрестностях можно прогуляться верхом с настоящими джигитами.

Это уже Белогорский район, знаменитый своим плато Караби – одним из самых безлюдных мест Европы и уж, конечно, уникальными возможностями для всех видов офф роад туризма. Несколько в стороне от всех туристических маршрутов, но гордо и пафосно, красуется массив Ак-кая. Пожалуй, лучшее в Европе место для съемок катания и трюков на бездорожье. Очень эффектно, но и достаточно безопасно.

Судакский район. Неплохо и разнообразно представлены конные прогулки с проводниками. Короткие маршруты (но зато в военном снаряжении времен рыцарства) проводятся внутри Генуэзской крепости. Более дальние прогулки с купанием на диком пляже проводят в бухту Копсель.

На набережной есть прокат горных велосипедов не очень хорошего уровня. Цена – 20 гривень в час или 100 гривень в сутки, как везде на побережье. Велопроводников до последнего времени не было. Если к путешествиям на горном велосипеде интерес серьезный и проводников, и прокатные велосипеды лучше искать в Симферополе.

Феодосия и Коктебель имеет давние традиции велосипедного спорта и туризма, а с недавних пор и хорошую команду по экстремальному горному велосипеду. Существуют оборудованные трассы для экстрим даун хилла. Подробнее информацию нужно искать на клубных велосипедных сайтах, местные велоэкстремалы коммерцией не занимаются, но составить компанию братьям по разуму могут.

В Коктебеле есть пара прокатов горных велосипедов, один – совсем дрянных (аллея от базара к набережной), другой (на набережной) – “Команч”. Цена – 20 гривень в час. Вообще велосипедисты (и шоссейники, и горники) здешние места очень любят. Лучший сезон март-апрель и сентябрь-октябрь, в другое время солнце слишком опасно жарит. Велопроводников нет.
Организованы конные прогулки с проводниками в окрестностях Коктебеля и по лесным дорогам массива Эчки-даг.

При всей популярности Южного и Юго-восточного берега, тем не менее, они сильно уступают Юго-западу. Слишком много вмешательства человека в природу, дворцы чередуются со свалками, много загаженных мест, все больше возникает заборов там, где раньше можно было проехать. А главное уклоны слишком крутые: вверх тяжело, вниз страшно. Для прогулочного катания однозначно ничего нет лучше Предгорья, особенно района пещерных городов.

На северо-западе Крымского полуострова далеко в море вытянулся мыс Тарханкут. Безлесные, прорезаные оврагами известняковые увалы достигают высоты 179 м над уровнем моря. Десятки километров здесь можно ехать, не встречая жилья и дорог. Этот район идеален для организации многодневных гонок на джипах. Любые прогулки по бездорожью тоже хороши. Взять в прокат велосипед среднего класса можно в Оленевке. Здесь проводятся и конные прогулки.

На побережье между поселками Черноморское и Оленевкой расположены выдающиеся памятники природы – балка Большой Кастель и Джангульское оползневое побережье. Несколько лет назад здесь потерпел крушение сухогруз «Сириус», дополнив местные достопримечательности. Дайверы возят с него на надувных матрасах доски и всяческие полезные вещи. Здешний лагерь теперь украшен детскими качелями и прочими полезными вещами в стиле Робинзона Крузо. Здесь на множестве грунтовых дорог отсутствуют какие-либо указатели – можно лишь догадываться, что наиболее прокатанная колея ведет к какому-то популярному и интересному местечку.

От Оленевки на юг по грунтовым дорогам к знаменитым дайверским лагерям на мысах Большой и Малый Атлеш ездят даже такси. Из Оленевки здорово погонять на квадроциклах.

Западное побережье КрымаСакский район и земли Евпатории. Вдоль берега моря по грунтовым дорогам проходят очень очень интересные, бездорожные и не очень утомительные маршруты. На юг от Сак пролегает маршрут мимо сооружений полигона палубной авиации НИТКА и соленых озер. На север от Евпатории – также по грунтовкам вдоль берега мимо десятка космических антенн и соленых озер, вплоть до озера Донузлав. В окрестностях поселка Новоозерное можно еще полюбоваться колоннами ветроустановок.

В самой Евпатории рядом с городским пляжем в парке Фрунзе расположен экстрим-парк – покрытие из полированного бетона и с десяток разных трамплинов и рейлов из стали. Днем в летнее время здесь очень жарко. Но по вечерам хорошо, всегда много велосипедистов на МТВ и ВМХ. Прокат верховых лошадей – на набережной у морского порта.

На востоке Крыма на сотню километров тянутся холмы Керченского полуострова. Они чем-то напоминают мыс Тарханкут, тоже безлесны. Примерно те же высоты (гора Опук – 184 метра). С каждым новым подъемом открывается новая причудливая линия горизонта.

Особенностью Керченского полуострова является обилие соляных озер, летом иногда полностью пересыхающих. Их берега местами довольно высоки и обрывисты.
От Керчи на юг замечательный маршрут проходит мимо большого и интересного по рельефу берегов озера Тобечик, а дальше к пляжам у села Яковенково и заповеднику Опук.

На мысе Казантип самое захватывающее катание. Мыс напоминает своей замкнутой кольцеобразной формой поднятый со дна атолловый риф с поперечником примерно в 10 км. Красивейшие бухты и сложный, но доступный рельеф, делают катание по этим окрестностям еще более интересным. Занятно и катание по мелкопесчаным пляжам прямо у кромки воды – они отлично держат шины, а ехать можно десятки километров без заборов и почти без людей.

Прокат верховых лошадей находится в одном из деревенских домов села Мысовое. Прокат горных велосипедов и всевозможного снаряжения для активного туризма и экстрима есть в новом домике рядом с шоссе между торговым пятачком Мысового и базой «Лаванда».

Далее на запад простираются территории военных полигонов и объектов Черноморского флота России и Вооруженных сил Украины. Интерес здесь представляет Чаудинский маяк и ископаемая Чаудинская устричная банка, замечательные пляжи, а также Бухта Космонавтов, где проводились испытания первых советских спускаемых аппаратов для возвращения космонавтов на Землю. Попасть сюда можно лишь с разрешения военного руководства или для охоты по лицензии. Администрация Чаудинского охотничьего хозяйства располагается в райцентре Ленино.

Лучшее время для путешествий – первая декада мая. Но Предгорье в это время предпочтительнее Южного берега, тем более что в горных озерах вода уже теплая.

Июнь хорош везде очень долгим световым днем, пустынностью пляжей, чистым и теплым уже морем и низкими ценами. Июль и август хорош только для прогулок вдоль побережья, чтобы купаться можно было каждые полчаса. Впрочем, и Предгорье с его озерами и прудами совсем не плохо!

С сентября по ноябрь – условия идеальные для дальних поездок. Ну и зима, в принципе, не создает особых препятствий (исключая Яйлу, которая зимой смертельно опасна). В каждом зимнем месяце (да и в марте) несколько дней отвратительной сырой погоды или непродолжительных, но жестких крымских морозов с пронизывающим северо-восточным ветром чередуются с неделями отличной ясной погоды с температурами до +20 градусов.

Вернуться к разделу Статьи о Крыме