Весь Крым на ладони

Самое синее в мире... Истории двух Боспоров

Airbnb

Боспор Фракийский

Так называли древние греки современный Босфор – пролив, на берегах которого расположен город Стамбул. Географически пролив находится в южной части Черного моря (Понта Эвксинского) и соединяет его с Мраморным морем (Пропонтидой). На севере Понта расположен второй пролив – Боспор Киммерийский, т. е. Керченский пролив, соединяющий Черное море с Азовским (Меотидой). Боспор Фракийский и Боспор Киммерийский – два звена единой истории и географии. А в целом эта морская цепочка (Меотида – Боспор Киммерийский —Понт Эвксинский – Боспор Фракийский – Пропонтида) входит в Атлантическую систему единого Мирового океана. Центром этой цепочки является Понт Эвксинский. Понт Эвксинский и окружавшие его акватории имеют самые древние связи с историей народов, населявших их берега. Описания географии этих бассейнов, их берегов и поселений, а также истории народов, их быта и нравов оставили многие античные географы, историки, мореплаватели, поэты.

Боспор Фракийский является важной частью морского соединения с Понтом Эвксинским. Его акватории и берега овеяны мифами, легендами, сказаниями и неразделимы с Понтом Эвксинским. Прекрасным памятником литературы и истории осталась поэма древнегреческого поэта Гомера «Одиссея». В ней воспето легендарное плавание аргонавтов за Золотым руном из страны Эллады в Колхиду, где герой поэмы Ясон совершает беспримерные подвиги. Это историческое плавание описано многими авторами. Исключительную ценность представляют1 такие поэмы, как «Прикованный Прометей» Эсхилла, «Поход аргонавтов» Псевдо-Орфея и другие.

В числе научных произведений, получивших особую известность и признание, – «География» Страбона, «Естественная история» Плиния Старшего, «Перипл Понта Евксинского» Арриана, а также труды Аристотеля, Страбона, Полибия и других. Исключительной важности в вопросах истории и географии Понта Эвксинского и его берегов остались в наследие труды знаменитого древнегреческого ученого Геродота, жившего в V веке до нашей эры. Именно ему принадлежат слова о Черном море: «Из всех морей оно по своей природе самое удивительное». Это изречение Геродота правомерно и сегодня.

Итак, во времена Геродота два пролива долго носили названия Боспор: один – Фракийский, второй – Киммерийский. Отметим, что слово «Боспор» в прямом смысле означает «переправа быка». При исследовании истории и географии двух проливов нетрудно заметить их некоторое сходство и общность. Особенно заметно оно в связях античного и настоящего времен. Известно, например, что во времена Геродота над Боспором Фракийским существовали два канатных моста. Изготовление канатов для тех мостов выполнялось из «белого льна» и «волокон папируса». Следует добавить, что первый мост через Боспор Фракийский построил персидский царь Дарий, второй – его сын Ксеркс. Мост Дария находился там, где теперь расположены развалины крепостей Анадалу – Гиссары в Азии и Румели – Гиссары в Европе. Построенные совсем недавно два моста через Босфор тоже канатные, но теперешние канаты состоят из стальных проволок. Исследователи утверждают, что современные мосты расположены в тех же местах, что и античные.

Пролив Босфор является единственным морским путем, обеспечивающим нормальное мореплавание черноморского флота в Мировом океане. Глубина Босфора по фарватеру составляет около 30 м. Интересное явление в проливе представляет наличие двух противоположных течений. Неоценимый вклад в изучение этих течений внес знаменитый русский флотоводец и океанограф адмирал С. О. Макаров. В конце прошлого столетия С. О. Макаров был назначен командиром военного корабля, приписанного к Российскому посольству в Константинополе. С помощью сконструированных им приспособлений он впервые провел исследование глубинных течений в Босфоре в районе Стамбула и доказал существование там двух противоположных течений. Он экспериментально подтвердил, что в верхней части водной толщи черноморские воды текут в Мраморное море и наоборот: внизу – воды движутся из Мраморного в Черное море. Результаты исследований имели практическое значение для подводного флота и принесли ученому известную славу. Стамбул расположился по обе стороны от пролива с выходом к Мраморному морю и устремился далеко вверх по оголенным холмам и горным отрогам. Два висячих моста над Босфором соединили две половины огромного города. Они, как две металлические скобы, прочно стянули Европу с Азией и сделали город евразийским – необычным, неповторимым. А множество мечетей и церквей со стройными стволами минаретов и шарами куполов придали ему особый архитектурный колорит, Стамбул можно причислить к числу старейших городов Малой Азии и Балканского полуострова. Со страниц древней истории он известен нам как прекрасный город Византии на европейском берегу Босфорского пролива.

Трудно узнать точную дату его появления, но сведения о существовании этого города уходят далеко назад, за нашу эру. А вот дата основания на месте Византия столицы Византийской империи Константинополя фигурирует во всех исторических справочниках 324—330 годами. Город Константинополь основал римский император Константин I. Это был красивейший город. История Константинополя богата разными событиями. Она связывает, например, конец первого тысячелетия с походами князей Киевской Руси на Балканский полуостров. Город носил тогда название Царьград. Известны царьградские походы князей – Олега (907 г.), Игоря (941 г.), Святослава (970 г.), которые завершались договорами с Византией. Договоры надолго закрепляли дружеские отношения Киевской Руси с Византией. Они ограждали оба государства от вражеских набегов и войн. Взятие Константинополя турецкими войсками в 1453 году положило конец Византии. Тогда Константинополь был переименован в Стамбул.

Стамбул имеет очень удобное географическое положение. Он удобен как морской торговый порт. В его европейскую часть прекрасно вписалась и расширила морские границы судоходная бухта Золотой Рог. Полуостров, образованный между Босфором и бухтой, соединяется с материком широким мостом, по которому непрерывным потоком мчатся автомобили и спешат люди. Там, на полуострове за мостом находится самый крупный стамбульский базар. Это настоящий город – базар. Туристы не без юмора называют его «базар базаров» и считают одной из достопримечательностей Стамбула.

Боспор Киммерйский и Пантикапей

Керченский пролив – это главная и единственная водная артерия между Азовским и Черным морями. Пролив представляет важное звено, связывающее Азовское море с Мировым океаном. Отсюда и значение пролива велико как в истории, так и в экономике, и не только для прилегающих Керченского и Таманского полуостровов, но и для всего севера Причерноморья.

Керченский пролив всегда интересовал ученых-исследователей. Он также был всегда на устах политиков и экономистов.

Выгодное географическое положение пролива привлекало сюда еще в античные времена римлян, греков, византийцев, турок. В поисках новых земель, источников сырья и рынков сбыта они оттесняли из окрестных мест племена, строили свои города и поселения, возводили крепости. Еще в VIII веке до нашей эры, во времена так называемой великой греческой колонизации, началось освоение причерноморских и приазовских земель. На берегах Боспора Кихммерийского (то есть Керченского пролива) тогда были построены первые города. На месте современной Керчи, например, существовал прекрасный город Пантикаией, впоследствии ставший столицей Боспорского царства. Южнее Пантикапея располагался Тиритака, а севернее появились города Мирмекий и Портмий. У современного села Героевка процветал небольшой городок Нимфей. Западный берег Боспора Киммерийского считался в те времена европейским. А сам пролив служил границей между Европой и Азией. На азиатской стороне Боспора, там, где стоит теперешний поселок Сенной, располагались города – Фанагория и Кепы. На месте современной Тамани был город Гермонасса.

Среди прибрежных населенных пунктов Боспора Киммерийского Пантикапей и Фанагория известны как самые крупные и красивые античные города. На берегах Боспора существовали и другие города, такие, как Корокондамма – на таманской стороне пролива и Акра – на керченской стороне. За многие века абразия сильно изменила очертания берегов пролива. Некоторые из этих городов оказались поглощены морским прибоем, течениями и исчезли с земли.

Тысячелетиями складывались история и география Керченского пролива, его берегов и окрестных мест. Исключительно богатое прошлое этого замечательного региона представляет интерес для современных археологов, геологов, историков. Это чудесный край двойного Приморья – причерноморского и приазовского. И хотя всесторонние исследования его территории ведутся уже почти два столетия, однако до полного завершения работ еще весьма далеко. Изучение многовековых историко-географических событий здесь огромный и очень ответственный труд. Поэтому наше знакомство будет только с отдельными наиболее интересными фактами и эпизодами, взятыми из литературных источников.

Начнем с того, как говорят, откуда и почему Керченский пролив многие века носил название Боспор Киммерийский.

Из древних легенд и мифов мы уже узнали, что образованию пролива и его названию приписывается божественное происхождение. Мы отмечали, что о Боспоре Киммерийском есть записи у многих древнегреческих поэтов, писателей, ученых. Об этом писал Эсхил в поэме «Прикованный Прометей», Аполлодор —в сочинении «Библиотека», Псевдо-Орфей – в поэме «Поход аргонавтов» и т. д. По-разному авторы описывают события и факты. Однако в большинстве сочинений слово «Боспор» имеет однозначное смысловое понятие. Оно значит «переправа быка» и относится к киммерийцам – племени, которое обитало здесь, на берегах пролива. Псевдо-Орфей, например, при описании приключений аргонавтов во время их плавания за Золотым руном представил появление пролива и его названия так: «Тогда мы плыли на веслах день и ночь и в двое страшных суток прибыли к находящемуся посреди озера Боспору, где некогда ворующий быков титан, сидя на сильном быке, прорезал проход в озере».

По поводу образования Босиора Киммерийского и его названия имеется еще много разных легенд, мифов и преданий. В сочинениях крупнейших античных историков и географов Боспор Киммерийский всегда занимал особое место в описании Понта Эвксинского и Меотиды. О Боспоре писали Геродот, Страбон, Эратосфен, Плиний Старший, Клавдий Птолемей, Псевдо-Скими, Аристотель, Дионисий, Стратон, другие видные ученые и исследователи, жившие в те далекие времена. Они составили большое количество различных «Описаний», «Историй», «Географий», «Руководств», «Периплов»...

Изучая одно из таких античных произведений – «Перипл Понта Эвксинского» древнеримского писателя и исследователя Флавия Арриана, наш современный ученый М. В. Агбунов в «Античной лоции Черного моря» рассказывает: «...Боспорское царство географически подразделялось соответственно на европейский Боспор и азиатский. Географические условия азиатского Боспора определились в. основном дельтой Кубани. Ее рукава разделяли современный Таманский полуостров на несколько островов. Именно на этих островах, как уже говорилось, и находились древнегреческие города. Тогда здесь росли густые пойменные леса, были богаты охотничьи и рыболовные угодья. Такие прекрасные условия, конечно, не могли не привлечь внимание древнегреческих переселенцев».

Но, как говорят, все течет – все изменяется, со временем менялись экологическое положение и география Боспора Киммерийского. Происходили и политические изменения. На месте греческих колоний, обосновавшихся в VI—IV веках до нашей эры на берегах пролива, возникло самостоятельное Боспорское царство, которое просуществовало до IV века нашей эры.

В X веке на восточном побережье Боспора Киммерийского образовалось первое русское Тмутараканское княжество, столицей которого был город Тмутаракань, располагавшийся на месте бывшей Фанагории. Это был прекрасный город, крупный торговый центр и морской порт. В этом городе жил русский летописец Никон. Известно, что после смерти князя Ростислава в 1067 году он выпросил на княжение в Тмутараканском княжестве у черниговского князя Святослава его сына Глеба. Молодой князь занимался не только делами княжества, но и увлекался науками. Это он, русский князь Глеб из Тмутараканского княжества, в 1068 году впервые измерил наиболее точное расстояние от Тмутаракани до Корчева (так называлась Керчь). Измерение провел по льду через Керченский пролив. Тмутараканское княжество просуществовало до XII века. Под ударами половцев оно распалось.

Многое повидала и перенесла древняя боспорская земля по обоим берегам пролива. Она побывала под властью Римской империи, испытала гнет турецко-татарского владычества. И только Петр I, несмотря на огромное сопротивление турок, взял в 1696 году Азов.

Турки, чтобы перекрыть проход русских кораблей из Азовского в Черное море, построили в наиболее узком месте пролива из камней дамбу, затопили свои крупные суда на фарватере. Но ничто не удержало турок на захваченной боспорской земле. Окончательный разгром турецких войск был осуществлен в 1791 году великим русским полководцем А. В. Суворовым.

За два тысячелетия вокруг Керченского пролива произошли весьма заметные географические и геологические изменения. Вместо пяти крупных островов с названиями – Киммерийский, Малый Кандаур, Большой Кандаур, Фанагория и Гермонасса, которые прекрасно описал Страбон – образовался Таманский полуостров. Причиной стало то, что устье реки Гипаниса (то есть Кубани), создавшее своими рукавами эти острова, перекочевало на север к нынешнему Темрюку.

Геологические изменения выразились в том, что на месте бывших островов произошло относительное погружение суши. За две тысячи лет она оказалась ниже уровня моря почти на 2 м. Исчезли под водой города. Так, строения и фундаменты прекрасного боспорского города Фанагории оказались на глубинах моря ниже двухметровой отметки. Исчезли на таманской стороне леса и болота, изменился рельеф, растительность. Но в рассказе о Боспоре Киммерийском еще одна деталь осталась нами не затронутой. Вспомним о «Пелипле» Аррина, где отмечалось, что самым узким местом в Боспоре является устье Меотиды, которое в ширину составляет 20 стадиев, то есть немногим больше 3 км. На европейском берегу Боспора, именно у этого самого узкого места, располагался тогда один из боспорских городов с названием Портмий. А на противоположной стороне было Ахиллово селение. И, как известно из записей Арриана и других исследователей, именно здесь в древние времена существовала переправа. Это подтверждает также и название города Портмий, которое означает доподлинно «переправа». Именно здесь, на месте существовавшей более двух тысяч лет назад древней босиорской переправы, располагается теперь современная паромная переправа с двумя портами – Крым и Кавказ. С двух сторон к переправе из степного Крыма и солнечного Кавказа подходит железная дорога. На мощных дизельэлектроходных паромах переправляются вагоны с пассажирами и грузами через Керченский пролив, или, как его называли в древние времена, Боспор Киммерийский. Напомним еще раз о том, что Боспор в переводе значит «переправа быка». И заметим, как это ни странно, что такое необычное древнее название имеет связь с нашей современностью.

Обратимся к современной истории, вспомним о сравнительно недавних изысканиях для постройки железнодорожного моста. Они проводились Трансмостпроектом в 1943—1947 годах на участках пролива через косы Чушка и Тузла, хотя общая геологическая характеристика там была известна давно. Ее дали крупнейшие русские и советские геологи академики Г. В. Абих в 1865 году и Н. И. Андрусов в 1918 и 1926 годах. Еще тогда они установили, что Керченский пролив представляет глубокую рытвину эрозионного происхождения, заполненную песчано-илистыми наносами толщиной более 50 м. Конечно такие «текучие» породы не могут быть надежным основанием или фундаментом для мостовых опор, называемых тоже почему-то «быками». Возможно, тут просто ирония «совпадения». Но нет, говорят, что в 1947 году после изысканий проводились опыты с «быками». И потому как мостовые быки были установлены совсем не там, где «советовали» когда-то античные ученые, то быки утонули. Однако после инженерных изысканий 1948—1950 годов нормальную переправу рекомендовано построить на линии современных портов Крым – Кавказ, то есть на переправе Портмий – Чушка. С 1955 года она успешно действует в том же месте, где приобрела свое первое название более двух тысяч лет назад. Правда это или шутка, но связь древних «быков» с современными, оказывается, все-таки существует. Не будем ни утверждать, ни опровергать, но, как говорят, в каждой шутке есть доля правды. Пусть об этом рассудит сам читатель. Нашу беседу о керченских «быках» мы еще вспомним, а сейчас продолжим ее о городе Пантикапее, то есть славном современном городе Керчи.

Исторически сложилось так, что Керчь является столицей рыбаков одновременно двух южных морей – Азовского и Черного. Причем столица эта не только современная. В такой роли она известна еще с античных времен. Выше мы уже отмечали, что существовавший в Боспорском царстве приморский город Пантикапей уже тогда пользовался популярностью как рыбацкий торговый центр. Кстати, еще раз упомянем и само слово «Пантикапей», оно на древнегреческом означает «рыбный путь». Пантикапейская рыба славилась во многих странах Средиземноморья, а Пантикапей – удобный рыбный порт двух морей, прекрасный город и культурный центр Боспорского царства. Вот какую запись о нем оставил в своей знаменитой «Географий» Страбон: «Пантикапей представляет собой холм, со всех сторон заселенный, окружностью в двадцать стадиев, с восточной стороны от него находится гавань и доки приблизительно для тридцати кораблей, есть также акрополь; основан милетянами».

По сведениям современных историков, археологов и геологов, город Пантикапей занимал центральную часть нынешней Керчи. Акрополь находился на вершине горы Митридат. Это был укрепленный центр города, где располагалась резиденция боспорских царей. Отсюда осуществлялось управление всем Боспорским царством, которое объединяло города и земли по обеим сторонам Боспора.

И действительно, город Керчь расположен на красивом крутом берегу Керченского пролива. Его украшают причудливые формы изрезанных морем берегов Керченского полуострова, здесь образовалось немало различных бухточек и укрытий от ветров для небольших рыболовецких судов. Природа сотворила их именно там, где в сравнительно узком и мелководном участке Керченского пролива встречаются азовские воды с Черным морем.

Керченский пролив во все известные времена служил естественным путем для огромных косяков рыб, проходящих на нерест, откорм, зимовку, для разных экологических надобностей. Особенно многорыбным пролив бывает осенью, когда азовская откормленная, нагулянная рыба большими массами переходит на зимовку в Черное море. Бывалые рыбаки утверждают, что «когда-то давным-давно в Боспоре Киммерийском, да и теперь в Керченском проливе, иногда еще случается, что рыбу можно черпать простым решетом». Говорят, плотность рыбных косяков бывала настолько велика, что даже уровень воды поднимался. Правда это или нет, – но «так говорят». И события преподносятся так, будто рыба сама спешит в рыбную столицу... В общем, как бы то ни было, но Керчь – столица рыбаков. Керчь – столица рыбная.

Действительно, в Керченском проливе, и это чаще всего осенью, большие скопления мелкой ставриды, азово-черноморской хамсы и так называемой керченской сельди – явление весьма обычное, легко объяснимое. Осенью с похолоданием азовских вод рыба спешит уйти оттуда в теплые кавказские воды Черного моря или в Мраморное море. Здесь, в проливе, и настигают ее керченские рыбаки на своих быстроходных судах – сейнерах. Ловят и везут они потом эту рыбу в Керчь.

И уж коль заговорили мы о Керчи и Керченском проливе, то еще раз дополним наш разговор некоторыми фактами и краткими сведениями из истории. Известно, например, что город Керчь относится к числу наиболее древнейших столиц северного Причерноморья. Как мы уже сказали, древнее Боспорское царство со столицей Пантикапей просуществовало вплоть до IV века нашей эры. А еще раньше, до его образования, в период VI—IV веков до нашей эры на территории теперешних Керченского и Таманского полуостровов уже стояли многие города греческих колоний.

Рыбные промыслы и торговля были основным видами занятий их жителей.

Из древней истории известен также городок, который уже мы упоминали, с названием Акра. Археологи утверждают, что этот маленький город располагался неподалеку от современной Керчи. Теперь текут там бурные воды Керченского пролива. Город исчез. И территория, где стоял город Акра, тоже исчезла, ее размыли течения и волны. Осталась акватория. Теперь лишь крепостные стены да предметы быта, найденные в проливе под водой, подтверждают его былое существование,

И конечно со времен Боспорского царства в проливе и его окрестностях произошли большие географические преобразования. Конфигурация берегов и ширина самого пролива сильно изменились. Эти изменения продолжаются в наше время. К примеру, можно взять известную косу Тузла. Когда-то длинным полуостровом на юге Керченского пролива она простиралась почти поперек пути азовских вод. И вот в 1925 году во время шторма в восточной части Тузлы образовалась промоина. В результате Керченский пролив в своей южной части разделился, практически возникло два пролива. Теперь ученые доказывают, что пролив Тузла – явление временное и может произойти так, что «как появился он неожиданно, так же неожиданно и закроется». Однако для рыбаков в Керченском проливе ловить рыбу стало значительно труднее. В 1948—1949 годах они сделали попытку закрыть промоину. Но морская стихия оказалась сильнее, и сооруженная свайная изгородь была прорвана. Теперь по Керченскому проливу рыба идет двумя путями. Но по-прежнему ловят керченские рыбаки рыбу в проливе, везут ее на рыбокомбинат в Керчь.

Стоит древний город Керчь, красивый, белокаменный. Сегодня это крупный промышленный, культурный и научный центр на восточном побережье Крымского полуострова. Это город-герой, известный своими революционными, боевыми и трудовыми подвигами.

СодержаниеЧитать дальше Чарующие берега