Весь Крым на ладони

Алупкинский дворец (Воронцовский дворец)

Airbnb

Алупка. ПанорамаАлупкинский дворец (др. назв. Воронцовский дворец) — одно из главных украшений Крыма. Для тех, кто посетил его, навсегда в памяти останется это рукотворное чудо, башенки и зубцы которого словно повторяют контур удивительного замка природы — горы Ай-Петри. Он так вписался в алупкинские скалы, вечнозеленую растительность и горную гряду, что кажется, будто все это родилось как единый ансамбль.

Воронцовский дворец был построен в 1828—1848 гг. как крымская резиденция генерал-губернатора Новороссийского края графа Воронцова. Новороссийский край включал в то время огромное пространство Северного Причерноморья между рекой Прут на западе и Доном на востоке. Входил в него и Крым. Административным центром края с 1805 г. была Одесса. Но граф Воронцов, придававший Крыму важное значение, решил именно здесь построить представительский дворец.

Михаил Семенович Воронцов (1782—1856 гг.) — потомок старого русского дворянского рода, давшего ряд крупных государственных деятелей и дипломатов. Сын русского посла в Англии, воспитанный в этой стране, он был при этом с рождения записан в полк, а в четыре года «произведен» в прапорщики; с 19 лет он воюет по-настоящему — с турками, шведами, французами, тяжело ранен под Бородином, был победителем Наполеона в сражении под Красным. В 1815—1818 гг. граф Воронцов командовал русским оккупационным корпусом во Франции. Значительный след о себе он оставил в Новороссии, которой управлял с 1823 г. по 1844 г. При нем выросли Одесса, Николаев, Херсон, Севастополь, были проведены дороги, в том числе великолепное южнобережное шоссе в Крыму, тонкорунное овцеводство, было учреждено пароходство по Черному морю. За участие в кавказских походах граф Воронцов был возведен в 1845 г. в княжеское достоинство. Он славился острым умом, образованностью, либерализмом.

Воронцовский дворец в АлупкеАвтором проекта дворца был придворный архитектор английской королевы Виктории Эдвард Блор (1789—1879 гг.). При его участии возводился знаменитый Букингемский дворец в Лондоне и замок Вальтера Скотта в Шотландии. Всегда считалось, что Блор не был в Алупке. Идеальную вписанность Алупкинского дворца в пейзаж называли удачей, «озарением зодчего». Однако есть вероятность, что Блор все же приезжал в Крым ознакомиться с местом будущей постройки. Руководил возведением дворца английский архитектор Уильям Гунт (Хант), который внес некоторые изменения в проект.

Входящие в комплекс дворца здания насчитывают, включая подсобные помещения, около 150 комнат. Вестибюль, передняя, большая столовая, бильярдная и библиотека отделаны деревом в готическом стиле. Панели, двери и потолки в них выполнены из мореного дуба. Столярными работами руководил англичанин Чарлз Уильямс. Убранство парадных комнат дополняет мебель из ореха, дуба, красного дерева, специально для дворца сделанная русскими мастерами. В готическом стиле сделаны камины из полированного диабаза. Столовую украшают четыре панно Гюбера Робера, французского художника 18 века. На русских заводах были изготовлены изделия из хрусталя, фарфора, малахита, бронзовые канделябры, вазы.

Обращенный к морю южный фасад дворца выполнен в мавританском стиле. На фризе глубокой ниши фасада шестикратно повторяется стилизованная арабская надпись, девиз гренадских халифов: «Нет победителя кроме Аллаха!». Перед фасадом создана «Львиная терраса», от которой маршами спускается монументальная лестница с тремя парами львов белого каррарского мрамора работы итальянского скульптора и его учеников. Бодрствующие львы над верхними ступенями повторяют львов Антонио Кановы с гробницы папы Климента XII в Риме.

Задний фасад дворца и его западная часть — романтическая архитектурная вариация на тему «стиля Тюдоров» XVI — нач. XVII вв. Архитекторы называют его «неоготическим». При взгляде со стороны гор корпуса дворца напоминают суровые загородные замки английских аристократов. Разнообразие многочисленных башен и башенок, резных карнизов, куполов, шпилей, ажурных баллюстрад, «крепостных» и подпорных стен, контрфорсов, каминных труб, окон-бойниц, лестниц, дворцовых интерьеров создают романтический антураж почти для любого сюжета и исторической эпохи.

Зимний сад — характерная принадлежность парадных европейских дворцов XIX века. Великолепна голубая гостиная с лепными украшениями. В зимнем саду, в голубой гостиной, а также на террасах портала южного фасада собраны скульптурные изображения семьи Воронцовых и его близких, копии скульптур античных богов и философов. Залы украшают полотна итальянских, французских и английских живописцев. Русская живопись представлена портретами работы Левицкого, Боровиковского, пейзажами Щедрина, Орловского, братьев Черенцовых, Айвазовского.

Алупкинский дворец — уникальное творение человека и природы — надолго останется в вашей памяти.